Sunday, October 1, 2017

Рим. Проект «Города мира»

Рим столица Италии. А Италия значит папа Франциско. Баварец Бенедикт XVI, отрекся от престола в феврале 2013 года. Его место занял епископ Буэнос-Айресский Хорхе Марио Бергольо, первый представитель Нового Света и первый иезуит на папском престоле, потомок итальянских эмигрантов, успевший до ухода в монахи поработать лаборантом, уборщиком и вышибалой в ночном клубе и даже завести девушку. В Аргентине он передвигался на метро и вместо положенного по чину дворца жил в малогабаритной квартире, где сам готовил еду. 


«Лицо» ( особенности) города:

Колизей: Грандиозный амфитеатр, по замыслу императора Веспасиана, должен был изгладить память о его предшественнике Нероне, чей Золотой дворец узурпировал немалую часть римского центра — арену начали строить на месте дворцового пруда. Однако затея удалась не вполне: к амфитеатру Флавиев, который сын Веспасиана Тит открыл в 80 году стодневными играми, бросив на арену 5000 диких зверей и 2000 гладиаторов, в итоге прилипло название Колизей — по колоссальной статуе Нерона в виде бога солнца, стоявшей неподалеку до самого падения Рима:  В течение нескольких веков римские правители стремились затмить друг друга, давая в амфитеатре пышные представления: сценическая машинерия позволяла устраивать инсценировки мифов и катапультировать львов из подвальных залов. Игры занимали целый день и порой шли неделями: с утра травили экзотических животных, в обед казнили, к вечеру приступали к боям гладиаторов. Император наблюдал за боями из специальной ложи, остальные места распределялись строго по ранжиру: ближе всего к арене — сенаторы, за ними — всадники и римский плебс, на галерке — иноземцы, рабы и женщины. Дождь и зной помехой не были: при необходимости команда моряков с помощью хитрой системы канатов натягивала над зрителями холщовый полог. Так продолжалось до IV века, пока император Константин не запретил игры.

Достопримечательности города: 

В Риме есть Апельсиновый сад. Сад на холме Авентин, официально известный как парк Савелло (Parco Savello). Только здесь деревья — на первом плане, а в качестве задника выступает весь Рим, растянувшийся перед глазами. Золотые плоды римляне держат за несъедобные, при желании можно дотянуться до ветки и убедиться в этом самостоятельно

Кофейни, фонтаны и играющие дети, а в урочное время еще и рождественские и пасхальные базары с каруселями — на Навоне всегда суета и веселье. Своей формой площадь обязана стадиону Домициана: руины трибун постепенно превратились в дома, но на бывшей арене и в Средние века продолжались всевозможные ристалища. Промежуточная версия топонима сохранилась в названии церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне (SantʼAgnese in Agone), воздвигнутой Борромини на месте, где по легенде в начале IV века замучили святую Агнессу. Целомудренная девица отказала во взаимности сыну проконсула, за что ее попытались сжечь голой, но у святой внезапно выросли волосы до пят, прикрывшие наготу, а пламя не причинило ей вреда. Капитолийские музеи первый в мире общедоступный музей.

Интересные памятники:

Согласно надписи на фасаде Пантеон стоит на своем месте примерно с 27 года до н. э. От разрушения в христианскую эпоху языческий храм всех богов спас византийский император Фока: оказавшись в древней столице проездом, он подарил здание папе, и с тех пор оно официально числится храмом Девы Марии и всех. Со временем церковь привыкли называть Ротондой (Rotonda), а к безымянным мученикам добавились именитые художники, в первую очередь — Рафаэль. Здесь же с помпой погребли короля-освободителя Италии Виктора Эммануила II и его сына Умберто I. За все это время убранство храма не претерпело существенных изменений — даже античные двери на месте. Только папа Урбан VIII Барберини повелел содрать благополучно дожившие до XVII века бронзовые украшения портика и переплавил их частично на балдахин в соборе Святого Петра, а частично — на пушки для замка Святого Ангела, заслужив эпиграмму: Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini («Что не сделали варвары, сделали Барберини»). Высота его равна диаметру — 43,44 метра: в интерьер Пантеона можно вписать идеальную сферу, а в центре есть круглое отверстие. В дождь через него стекает вода, а в солнечные дни столб света перемещается по кессонам потолка, и зрелище это — одно из самых сильных во всем Риме.

К арке ворот Порта-Маджоре пристроена гробница Марка Вергилия Эврисака, пекаря-вольноотпущенника, который жил в I веке до н. э. и так любил свое дело, что даже надгробие себе и жене заказал в форме зернохранилищ и тестомешалок. Если пробраться через транспортные развязки поближе, можно разглядеть мраморные барельефы, на которых в подробностях воспроизведен весь производственный цикл. В античные времена место было не менее оживленным и стратегически важным, чем теперь: тут пересекались 8 из имевшихся в столице 11 акведуков.

Музеи:
Капитолийские музеи. Папа Сикст IV подарил городу целое собрание античной бронзы из старого папского дворца в Латеране. Поначалу скульптуры стояли прямо на площади, потом переместились во дворец Консерватори. Каждый следующий понтифик прилежно пополнял коллекцию, в XVIII веке добавилась живопись, а в 1734 году в музейные залы стали пускать всех желающих — не только избранных по приглашениям. В палаццо Консерватори — оригинальный Марк Аврелий, подлинная волчица, капитолийский Брут с пронзительным взглядом и небольшая картинная галерея, в основном состоящая из позднеренессансного и барочного искусства. Во втором крыле — боги, императоры, философы. Чтобы не заплутать между мраморными головами, пригодится аудиогид. 

Перспектива появилась, когда кардинал Спада, один из самых богатых и влиятельных людей своего времени, заказал Борромини редизайн палаццо, приобретенного у семейства Каподиферро. Архитектор не стал трогать мраморный фасад середины XVI века, изображающий подвиги героев древности, от Ромула до Августа, зато отыгрался на интерьерах. К левому крылу он пристроил галерею, которая кажется просторной и длинной, а на поверку представляет собой искусно суженный 8-метровый коридор с карликовой статуей.
От первого владельца дворца кардиналу досталось главное сокровище — стоящая на втором этаже статуя Помпе. Остальная коллекция сохранилась примерно в том виде, каком оставил ее монсиньор Спада. В четырех залах живописи XVI—XVII веков можно найти пару портретов хозяина, «Портрет музыканта» Тициана и «Пейзаж с ветряными мельницами» Брейгеля Старшего, но главное здесь не отдельные работы, а общая атмосфера, обеспеченная шпалерной развеской: рамы холстов вплотную примыкают друг к другу, как принято было в XVII столетии.

Жители города:
С детьми в Риме можно просто шататься по городу, от фонтана к фонтану: впечатление производят и питьевые колонки, из которых можно брызгаться во все стороны, и апельсины, растущие прямо на улицах. С детскими площадками, правда, сложно, зато полно парков, где можно кататься на каруселях или пони, собирать пиниевые шишки и играть в прятки.
Ботанический садУниверситетский ботанический сад — это бывший парк дворца Корсини, где успели пожить беглая шведская королева Кристина и брат Наполеона Жозеф Бонапарт. Тогда, правда, угодья Корсини простирались далеко на Яникул. Позже парк урезали, но он хорош и сейчас, особенно зимой: можно в задумчивости бродить между бамбуковой рощей и кипарисами, кормить японских карпов в пруду и спускаться по монументальной лестнице XVIII века. Собственно дворец делят небольшая и необязательная картинная галерея и итальянская академия наук, которая называется Академией Линчеи: ее члены приписывают себе зоркость рыси, отсюда и название.
Вилла ЧелимонтанаВ XVI веке парк на Целии принадлежал князьям Маттеи, меценатам и коллекционерам. Сейчас тут тихая идиллия, особенно для детей: в фонтанах плавают золотые рыбки, по пальмовым аллеям катают на пони.

Кафе и рестораны:

Римская кухняТрадиционные римские закуски — обжаренные в кляре цветки цуккини с начинкой из моцареллы с анчоусами, артишоки, набитые травками в сухарях или обжаренные в кипящем масле до состояния чипсов, и рисовые шарики-суппли. Внутри — мясо или бекон с моццареллой, снаружи — сухари, способная заменить обед.  Паста на римский манер тоже несложный, но, при хорошем исполнении, очень эффектный фокус. В списке базовых рецептов на первом месте аматричана, что родом из разрушенного землетрясением летом 2016-го городка Аматриче. Арраббьята это томатный соус с маслом, чесноком и щедрой дозой красного перца. Паста аль-помодоро — с томатным соусом, красным перцем и базиликом. В качо-э-пепе вообще всего два ингредиента — овечий сыр и черный перец. Лучше всего с такими вещами справляются в простецких семейных тратториях вроде Roma Sparita или Sora Margherita. Наконец, самое недавнее изобретение — карбонара; смешивать поджаренный бекон со взбитым яйцом и выливать в макароны вроде бы придумали американские солдаты во время Второй мировой. Типичный римский десерт — это маритоцци, сладкие сдобные булочки с изюмом, которые разрезают и наполняют взбитыми сливками или мороженым. Выглядит это крайне незамысловато, но, один раз попробовав, оторваться невозможно.

Imàgo: Вид пользуется такой популярностью, что столики у окна рекомендуется ловить за неделю. Заказывать проще всего дегустационное меню, чтобы не мучиться выбором блюд и сразу бросить все силы на изучение очень грамотно составленной винной карты.



LʼAsino dʼOro:  Днем пробиться непросто: обеды с теплым салатом из цесарки и кроликом в каштанах пользуются заслуженной популярностью среди работников окрестных контор, тем более что меню варьируется каждую неделю, а вина стоят не сильно дороже, чем в магазине. Вечером столики тоже лучше бронировать.

No comments:

Post a Comment