Рим столица Италии. А Италия значит папа
Франциско. Баварец Бенедикт XVI,
отрекся от престола в феврале 2013 года. Его место занял епископ
Буэнос-Айресский Хорхе Марио Бергольо, первый представитель Нового Света и
первый иезуит на папском престоле, потомок итальянских эмигрантов, успевший до
ухода в монахи поработать лаборантом, уборщиком и вышибалой в ночном клубе и
даже завести девушку. В Аргентине он передвигался на метро и вместо положенного
по чину дворца жил в малогабаритной квартире, где сам готовил еду.
«Лицо» ( особенности) города:
Колизей: Грандиозный
амфитеатр, по замыслу императора Веспасиана, должен был изгладить память о его
предшественнике Нероне, чей Золотой дворец узурпировал немалую часть римского
центра — арену начали строить на месте дворцового пруда. Однако затея удалась
не вполне: к амфитеатру Флавиев, который сын Веспасиана Тит открыл в 80 году
стодневными играми, бросив на арену 5000 диких зверей и 2000 гладиаторов, в
итоге прилипло название Колизей — по колоссальной статуе Нерона в виде бога
солнца, стоявшей неподалеку до самого падения Рима: В
течение нескольких веков римские правители стремились затмить друг друга, давая
в амфитеатре пышные представления: сценическая машинерия позволяла устраивать
инсценировки мифов и катапультировать львов из подвальных залов. Игры занимали
целый день и порой шли неделями: с утра травили экзотических животных, в обед
казнили, к вечеру приступали к боям гладиаторов. Император наблюдал за боями из
специальной ложи, остальные места распределялись строго по ранжиру: ближе всего
к арене — сенаторы, за ними — всадники и римский плебс, на галерке — иноземцы,
рабы и женщины. Дождь и зной помехой не были: при необходимости команда моряков
с помощью хитрой системы канатов натягивала над зрителями холщовый полог. Так продолжалось до IV века, пока
император Константин не запретил игры.
Достопримечательности города:
В Риме есть Апельсиновый
сад. Сад на холме Авентин, официально известный как парк Савелло (Parco
Savello). Только здесь деревья — на первом плане, а в качестве задника
выступает весь Рим, растянувшийся перед глазами. Золотые плоды римляне держат
за несъедобные, при желании можно дотянуться до ветки и убедиться в этом
самостоятельно.
Кофейни,
фонтаны и играющие дети, а в урочное время еще и рождественские и пасхальные
базары с каруселями — на Навоне всегда суета и веселье. Своей формой площадь
обязана стадиону Домициана: руины трибун постепенно превратились в дома, но на
бывшей арене и в Средние века продолжались всевозможные ристалища.
Промежуточная версия топонима сохранилась в названии церкви
Сант-Аньезе-ин-Агоне (SantʼAgnese in Agone), воздвигнутой Борромини
на месте,
где по
легенде в
начале IV века
замучили святую
Агнессу. Целомудренная девица
отказала во
взаимности сыну
проконсула, за
что ее
попытались сжечь
голой, но
у святой
внезапно выросли
волосы до
пят, прикрывшие
наготу, а пламя не причинило ей вреда. Капитолийские музеи первый в мире
общедоступный музей.
Интересные памятники:
Согласно надписи
на фасаде Пантеон стоит на своем
месте примерно с 27 года до н. э. От разрушения в христианскую эпоху языческий
храм всех богов спас византийский император Фока: оказавшись в древней столице
проездом, он подарил здание папе, и с тех пор оно официально числится храмом
Девы Марии и всех. Со временем церковь привыкли называть Ротондой (Rotonda), а
к безымянным мученикам добавились именитые художники, в первую очередь —
Рафаэль. Здесь же с помпой погребли короля-освободителя Италии Виктора
Эммануила II и его сына Умберто I. За
все это время убранство храма не претерпело существенных изменений — даже
античные двери на месте. Только папа Урбан VIII Барберини повелел содрать
благополучно дожившие до XVII века бронзовые украшения портика и переплавил их
частично на балдахин в соборе Святого Петра, а частично — на пушки для замка
Святого Ангела, заслужив эпиграмму: Quod non fecerunt barbari, fecerunt
Barberini («Что не сделали варвары, сделали Барберини»). Высота его равна диаметру — 43,44 метра:
в интерьер Пантеона можно вписать идеальную сферу, а в центре есть круглое
отверстие. В дождь через него стекает вода, а в солнечные дни столб света
перемещается по кессонам потолка, и зрелище это — одно из самых сильных во всем
Риме.
К арке ворот
Порта-Маджоре пристроена гробница Марка Вергилия Эврисака,
пекаря-вольноотпущенника, который жил в I веке до н. э. и так любил свое дело,
что даже надгробие себе и жене заказал в форме зернохранилищ и тестомешалок.
Если пробраться через транспортные развязки поближе, можно разглядеть мраморные
барельефы, на которых в подробностях воспроизведен весь производственный цикл.
В античные времена место было не менее оживленным и стратегически важным, чем
теперь: тут пересекались 8 из имевшихся в столице 11 акведуков.
Музеи:
Капитолийские
музеи. Папа Сикст IV подарил городу целое собрание античной
бронзы из старого папского дворца в Латеране. Поначалу скульптуры стояли прямо
на площади, потом переместились во дворец Консерватори. Каждый следующий
понтифик прилежно пополнял коллекцию, в XVIII веке добавилась живопись, а в 1734 году
в музейные залы стали пускать всех желающих — не только избранных по
приглашениям. В палаццо Консерватори — оригинальный Марк Аврелий, подлинная
волчица, капитолийский Брут с пронзительным взглядом и небольшая картинная
галерея, в основном состоящая из позднеренессансного и барочного искусства. Во
втором крыле — боги, императоры,
философы. Чтобы не заплутать между мраморными головами, пригодится аудиогид.
Перспектива
появилась, когда кардинал Спада, один из самых богатых и влиятельных людей
своего времени, заказал Борромини редизайн палаццо, приобретенного у семейства
Каподиферро. Архитектор не стал трогать мраморный фасад середины XVI века,
изображающий подвиги героев древности, от Ромула до Августа, зато отыгрался на
интерьерах. К левому крылу он пристроил галерею, которая кажется просторной и
длинной, а на поверку представляет собой искусно суженный 8-метровый коридор с
карликовой статуей.
От первого
владельца дворца кардиналу досталось главное сокровище — стоящая на втором
этаже статуя Помпе. Остальная коллекция сохранилась примерно в том виде, каком
оставил ее монсиньор Спада. В четырех залах живописи XVI—XVII веков можно найти
пару портретов хозяина, «Портрет музыканта» Тициана и «Пейзаж с ветряными
мельницами» Брейгеля Старшего, но главное здесь не отдельные работы, а общая
атмосфера, обеспеченная шпалерной развеской: рамы холстов вплотную примыкают
друг к другу, как принято было в XVII столетии.
Жители города:
С детьми в Риме
можно просто шататься по городу, от фонтана к фонтану: впечатление производят и
питьевые колонки, из которых можно брызгаться во все стороны, и апельсины,
растущие прямо на улицах. С детскими площадками, правда, сложно, зато полно
парков, где можно кататься на каруселях или пони, собирать пиниевые шишки и
играть в прятки.
Ботанический сад: Университетский
ботанический сад — это бывший парк дворца Корсини, где успели пожить беглая
шведская королева Кристина и брат Наполеона Жозеф Бонапарт. Тогда, правда,
угодья Корсини простирались далеко на Яникул. Позже парк урезали, но он хорош и
сейчас, особенно зимой: можно в задумчивости бродить между бамбуковой рощей и
кипарисами, кормить японских карпов в пруду и спускаться по монументальной
лестнице XVIII века. Собственно дворец делят небольшая и необязательная
картинная галерея и итальянская академия наук, которая называется Академией Линчеи:
ее члены приписывают себе зоркость рыси, отсюда и название.
Вилла
Челимонтана: В XVI веке парк
на Целии принадлежал князьям Маттеи, меценатам и коллекционерам. Сейчас тут
тихая идиллия, особенно для детей: в фонтанах плавают золотые рыбки, по
пальмовым аллеям катают на пони.
Кафе и
рестораны:
Римская кухня: Традиционные римские
закуски — обжаренные в кляре цветки цуккини с начинкой из моцареллы с анчоусами,
артишоки, набитые травками в сухарях или обжаренные в кипящем масле до состояния
чипсов, и рисовые шарики-суппли. Внутри — мясо или бекон с моццареллой, снаружи
— сухари, способная заменить обед. Паста
на римский манер тоже несложный, но, при хорошем исполнении, очень эффектный
фокус. В списке базовых рецептов на первом месте аматричана, что родом из
разрушенного землетрясением летом 2016-го городка Аматриче. Арраббьята — это
томатный соус
с маслом,
чесноком и
щедрой дозой
красного перца.
Паста аль-помодоро — с томатным соусом, красным перцем и базиликом. В
качо-э-пепе вообще всего два ингредиента — овечий сыр и черный перец. Лучше
всего с такими вещами справляются в простецких семейных тратториях вроде Roma
Sparita или Sora Margherita. Наконец, самое недавнее изобретение — карбонара;
смешивать поджаренный бекон со взбитым яйцом и выливать в макароны вроде бы
придумали американские солдаты во время Второй мировой. Типичный римский десерт
— это маритоцци, сладкие сдобные булочки с изюмом, которые разрезают и
наполняют взбитыми сливками или мороженым. Выглядит это крайне незамысловато,
но, один раз попробовав, оторваться невозможно.
Imàgo: Вид
пользуется такой популярностью, что столики у окна рекомендуется ловить за
неделю. Заказывать проще всего дегустационное меню, чтобы не мучиться выбором
блюд и сразу бросить все силы на изучение очень грамотно составленной винной
карты.
LʼAsino dʼOro: Днем пробиться
непросто: обеды с теплым салатом из цесарки и кроликом в каштанах пользуются
заслуженной популярностью среди работников окрестных контор, тем более что меню
варьируется каждую неделю, а вина стоят не сильно дороже, чем в магазине.
Вечером столики тоже лучше бронировать.
No comments:
Post a Comment